АниМир от АниМага > АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ МИРА В ЯПОНСКОЙ АНИМАЦИИ

0
324

17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, который говорит: «совершилось!»
18 И было так, молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. — Это землетрясение! Такой большой!
19 И город великий распался на три части, и языческие города пали, и вавилон великий воспомянут пред Богом чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
20 И всякий остров убежал, и гор не стало;
21 И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и люди хулили Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

Все имеет свое начало и свой конец. Нам вряд ли удастся вспомнить хотя бы одну религиозную или мифологическую систему, в которой присутствовал бы рассказ о сотворении мира и его конце. Независимо от того, созданы ли эти изображения являются только и исключительно человеческого воображения, или действительно где-то есмь Альфа и Омега, мотивы Апокалипсиса сопровождают человечество на протяжении всей его истории, потому что окружающий мир-это убедительно подтверждает – ничто не вечно под луной.

Впервые монополия на конец света принадлежала только и исключительно религиозных текстов. Кроме того, ни о какой «постапокалипсисе» в данном контексте и речи не может быть, потому что в лучшем случае человечество переходило в другую фазу существования (христианство), а в худшем навсегда накрывалось немного подмороженным медный таз вместе с их богов (в скандинавской мифологии). В силу вполне объяснимых причин, возможность существования Homo Sapiens на Земле после свершения конца света богословами не были рассмотрены. Такого рода идеи пришли в литературу только в том случае, когда религии были вынуждены пойти на уступки под давлением научно-технического прогресса. Рисунок чадящего железного молоха, пожирающего своих создателей, был ближе к первооткрывателям жанра, а не всадники Апокалипсиса, людей, которые серьезно по частям. Умы человечества впервые возникла мысль о том, что конец света может наступить гораздо раньше предсказанного Иоанн Богослов открытия семи печатей.

Тему продолжает немецкий и английский романтики, предрекавшие гибель человечества и человека в столкновении с техническим процессом и его последствиями.

Уже в 1805 году. году появилась поэма в прозе «Последний человек», написанная Жаном-Батистом Кузеном де Гренвилем, в которой технический прогресс приводит человечество к уничтожению. В романе «Последний человек» Мэри Шелли живописала судьбы человечества, от эпидемий. Ну, и поэму Чарльз Гордон Байрон «Тьма» многие сейчас считают, что провидческим описание ядерной зимы.

Потому, что тема грядущего Апокалипсиса активно используется писателей и поэтов еще 19. gs.

20. в начале века причин мрачно смотреть на будущее человечества стало еще больше: социальные взрывы, геополитические изменения, глобальная война, все эти потрясения заставили многих считать их предвестниками конца света. Кроме того, все традиционно ждал мировой катастрофы, в связи с концу века (1900 годы).

Суд, Апокалипсис тема обогатилась тем, что многие начали верить, что даже после глобальной катастрофы могут выжить. Вот только то, что существует в этих немногих выживших выглядело так мрачно и ужасно, что просто просилось на бумагу и не мог будоражить умы. Часто в одном произведении соединялись изображения, на самом деле, апокалипсиса и жизни после него (постапокалиптика).

Первое классическое произведение этого жанра — роман Ричарда Джеффриса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. По предположениям Джеффриса, человечество, в результате глобальной катастрофы, скатывается до уровня первобытного варварства, пытаясь выжить, но после этого медленно идти в своем развитии истории, к феодальному строю времен средневековья.

Этот сценарий был настолько востребованы, что часто используется другими авторами. Это сам Джек лондон, который у нас больше известен как певец освоителей севера, золотая лихорадка и романы о животных, которые в свое время написал очень яркий роман в жанре апокалиптики, самый известный из которых – «Алая чума». В нем описывается пандемия, в результате которого большая часть человечества погибнет, все христианские нормы идут для собак под хвост, а социальные и человеческие ценности не имеет больше значения. Кстати, это в большей степени социальный роман, потому что «чистая» фантастика апокалиптика.

В фантастике середины 20-го века, такой сценарий и разыгрывался не один раз, «Отклонение от нормы» Джона Уиндема, «Гимн Лейбовичу» Уолтера Миллера, «Долгое завтра» Ли Брэкетт, замечательный «Парень и его пес» Харлана Эллисона. Да, что их перечислять, все читали в детстве. Главное, что человечество в результате «откат» в своем развитии далеко назад, устанавливаются новые нормы, довольно далеко от цивилизованных. И только от автора воображения зависит от того, как низко человечество падет. Постапокалиптические образы в литературных произведениях также являются довольно мрачная, как правило, выживает только изолированные сообщества, противостоящие внешней угрозы и удаляет из незнакомцев. Человечество принимает во внимание принцип «жесткой селекции», в буквальном смысле, включает системы распознавания «свой-посторонний». Пришельцы, каковы бы ни были отклонения, по крайней мере, спокойный ум и доброта, которые всегда были изгоями и обречены.

Сценарии апокалипсиса, правда, 20. веке стали очень: уже не только фатальное столкновение с о или глобальной эпидемии, но очень важное значение стали захватывать Землю инопланетных существ и последовательное истребление соотечественников (Герберт Уэллс «Война миров»). Довольно забавно на этом фоне выглядит классический роман Джона Уиндема «День триффида», в котором роль «чужеродных» захватчиков были ядовитые шагающие растения, которые выращивают сами люди (как сказали бы сейчас – ГМО). Достойное сопротивление этим тварям население Земли не могло быть причиной того, что ослепло от света, пролетающего мимо планеты метеоритного потока.

Не менее популярной была в сценарии, природные катастрофы, тотальной войны с применением ядерного оружия и других видов оружия, и даже появление искусственного разума и его выход из-под контроля, лиц с последующим «машины войны». Интересно, что ядерная угроза удалось стать мировым ученым до того, как была создана первая атомная бомба. Предварительные расчеты группы Оппенгеймера показывает, что одна единственная цепная реакция может уничтожить весь водород и азот на Земле. К счастью, ученые ошиблись.

Как правило, все эти работы выполняет довольно пессимистический взгляд на человечество, в его способность сохранить разум, чтобы выжить, чтобы сохранить социальные и моральные нормы. Скорее, апокалиптической и постапокалиптической литературе все человеческие ценности подвергаются жесткой проверки, и, как правило, этого не происходит.

Конечно, эта тема не обошла и кино. Первый фильм на постапокалиптическую тему был снят в 1924 году. году и носил очень в котором указано название «Последний человек на земле». Смешно то, что тема уничтожения человечества в кино был популярен «волны»: в 50-е, 80-е и текущее десятилетие является очень обогащает набор «смерти» человечества, а затем мучительного выживания. Кроме того, интересно наблюдать, как менялись причины уничтожения человечества: от захвата земли инопланетными существами, total war и его последствий стихийных бедствий, которые стали так популярны в последнее время.

Понятно, что такой богатый материал не может быть использован, как для детей, так и в японии, гораздыми на выдумки. И здесь была не только испробованы все известные темы и методы, а также добавлены новые. Но японцев больше привлекла тема выживания человечества, став на социальные отношения в мире после глобальной катастрофы. Здесь их фантазия разыгрывается, предлагая различные варианты существования человеческого общества. Но все они, как правило, довольно пессимистично.

Чаще всего, есть возможность создавать тоталитарного строя, где технократы, кому принадлежат артефакты практически стертой в результате глобальной катастрофы цивилизации, царит над миром твердой рукой. В качестве примера можно привести классический полнометражный фильм «Акира» режиссера Отомо Кацухиро. Его действие происходит спустя 21 год после кошмарного взрыва, стершего в Токио с лица земли. Пусть здесь речь идет об одном городе, но мир Нео-Токио, скорее всего, кажется, модели жизни человечества после глобальной катастрофы. Здесь показано, как история падения человека и уничтожения в результате достижений технического прогресса, которые попадают не в те руки, которые повторяются. Вообще, тема зла сильных мира сего, которые способны из-за своих сиюминутных прихотей уничтожить весь мир, имеет очень сильный японский постапокалиптической анимации. Это даже скорее напоминает основные темы киберпанка, не зря часто эти жанры, киберпанк и постапокалиптику, смешать. А иногда и умышленно переплетают. В качестве примера таких сплетения может привести «Battle Angel Alita» 1993 года, режиссер: Фукутоми Хироси. Здесь показан мир в течение многих лет после катастрофы, жестко делится на «верхний» и «нижний» классы признаков. В нижнем, просто в трущобах, люди прозябают, доволен мусором, падающим на них из «верхнего» мира. Половина населения этой свалки человечества – киборги, механизированные части тела, и жители супер «топ» мира часто использую «низших», как склад органов для трансплантации.

Еще более показана судьба человечества аниме «Desert Punk» Инагаки Такаюки. Здесь остатки человечества влачат жалкое существование в пустыне. Главное правило становится – не доверяйте никому, убей первым, то выживешь. Разумеется, ни о каких человеческих ценностях идет речь и не идет. Наоборот, человеческие желания главного героя приводит его к краху. Хотя, справедливости ради, отметим, что сюжет «Desert Punk», скорее, сатирический характер и предлагает с немалой долей циничного юмора.

Есть у японцев и очень светлый вариант «средневекового варварства», в котором человечество скатилось после катастрофы, и весьма, надо сказать, уютно жить. Имеется в виду «Scrapped Princess». Суд, уют это оказывается иллюзией, и здесь не обойтись без жестокой правящей элиты.

Но японцы не были бы японцами, если б не дал человечеству возможность. «Stellvia of the Universe» Сато Тацуо оказывается есть очень позитивный взгляд на возможность человека преодолеть свою судьбу. Когда человечество в результате далекой космической катастрофы оказывается на грани разрушения, он находит в себе силы для объединения и развития, чтобы избежать печальной участи. Даже графически это аниме существенно отличается от своих мрачных коллег по тематике.

Это только начало — в следующей части мы подробно расскажем о том, как показано на темы апокалипсиса японской анимации, какие сюжеты предлагаются, кто-то посмотреть на возможности человечества у японских аниматоров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ