Tobaku Haouden Zero

0
437

Интеллектуальный тупой боевик – именно такой оксюморон лучше всего характеризует мангу Gambling Emperor Legend Zero. От тупого боевика здесь взято все – сюжет, которому не придают никакого значения, актеры, играющие самих себя, и общий ход действий, сводящийся к перескокам от одной экшен-сцены к другой. Интеллектуальность же привносится спецификой местной «боевки»: разборки ведутся без применения магии, пистолетов, катан, боевых искусств и тактического ядерного оружия. Пальба, звуки ударов и грохот взрывов уступают свой пьедестал куда более волнующей вещи – тишине размышлений.

Надо сказать, что в хороших аниме и манге экшен и так тяготеет к умным, а не силовым победам. Логично — аниме практически всегда страдает острой бюджетной недостаточностью, поэтому на качественную драку с богатой хореографией у авторов, как правило, просто нет денег. Манга же по умолчанию статична, пошагова, и мордобои с перестрелками в ней смотрятся далеко не так зрелищно, как вживую. В результате, ответ на вопрос «чье же кунг-фу круче?» часто оборачивается безнадежно устаревшим «роботозверь опутал Вольтрона щупальцами и начал биться током, но Вольтрон достал Солнечный Меч и одним махом убил роботозверя». Оно еще в детстве тоску нагоняло, чего уж о взрослом восприятии говорить. Чтобы поддерживать к себе интерес без помощи анимации, сражения должны опираться на смекалку и тактику, поражать остротой мысли, иначе получается нудный обмен супер-ударами. Но тут назревает забавный вывод: если красота экшена полностью зависит от наличия в нем ментальных игрищ, зачем вообще использовать экшен? Разве для борьбы разумов нет арены удобнее?

На том и стоит Фукумото Нобуюки, мангака, популярный на Востоке и малоизвестный в остальном мире. Подобный контраст объясняется неприветливым графическим стилем Фукумото, отличающимся простотой и крайней гротескностью, а также тем, что львиная доля работ автора посвящена чуждой для западного мира игре маджонг, обладающей непростыми правилами. Львиная, но все же доля. После снискавшей успех двойной экранизации (аниме и фильм) оторванного от маджонга Ultimate Survivor Kaiji, Фукумото наконец-то привлек к себе внимание неяпонских анимешников, приведшее к бурному переводу его произведений, свежайшим из которых является «Император».

Как я уже говорил, сюжетная часть «Легенды» схематична. Есть главгерой Укай Зеро – юный гений, эдакий современный Робин Гуд. У него есть помощники – троица неудачников, задумавших совершить групповой суицид. Зеро отговорил их от гиблой затеи, пообещав сотворить великие дела с их участием. И есть безумно богатый злобный старикан Зайзен. Он готовится к азартной игре колоссальных масштабов – каждый из пятидесяти участников поставит на кон 10,000,000,000 долларов, победитель получит все. Естественно, Зайзен не будет участвовать лично, а выставит от своего имени профессионального игрока. Только игрока у него пока что нет. В поисках подходящего таланта, он выстроил целый парк аттракционов-испытаний – «Королевство Грез», и запустил в него толпу соискателей поста, посулив победителю десять миллиардов все тех же долларов. По глупости своих горе-помощников, Зеро попал в эту толпу и вынужден бороться за нежеланное место под солнцем. Это события первого тома и это весь сюжет, дальнейшего раскрытия персонажей или углубления истории не последует.

Зато последуют восемь томов нервного напряжения, бесконечного обмана, психологических войн, отчаянных догадок и расчетливых предательств. Все оттого, что ради райской награды приходится дьявольски рисковать. Испытания представляют собой разнящиеся, непохожие друг на друга логические игры с незамысловатыми правилами, обязательным подвохом и высокими ставками. Выигрыш в них приближает к заветной цели, поражение же ведет к смерти или, в лучшем случае, к телесным увечьям – Зайзен проявляет себя радикальным поборником теории естественного отбора. Расписывать игры конкретнее бессмысленно, они как сцена эффектной погони – нужно видеть своими глазами, а не слышать из чужих уст.

Главным же плюсом «Императора» служит постоянство накала страстей. Зеро нечеловечески умен, но не скатывается в состояние скучного, непобедимого супергероя, лузгающего задачи что семечки. Его оперативно ставят на место, задвигая в тень другого гения, уделывающего Укая по всем параметрам (кроме внешности – ужас там неописуемый). Вдобавок, устроители испытаний знают, куда бить. Зеро наделен доброй душой, он старается помогать своим ближним, и за этот «недостаток» его накажут не раз. Наконец, даже если интрига и спадает, срабатывает принцип Шерлока Холмса. Мы знаем, что великий детектив способен раскрыть любое дело, мы и не думаем сомневаться в его сыщицком даровании, но нас все равно интересует то, как именно он его раскроет, нас привлекают изысканные загадки и разгадки им под стать. А последние в «Императоре» еще как удались.

К несчастью, эту мангу не назовешь шедевром. Раздражает отсутствие сценарной глубины, хочется знать мотивы, движущие персонажами, ан нет, тайна. Кроме того, ряд деталей под кальку слизан со старых работ Фукумото. Ну и досадная концовка, сводящаяся ко «ждите продолжения», а оно, по слухам, может и не начаться, автор в сомнениях. Приметы не шедевральные. Несмотря на это, развлекает GELZ на все сто, и попробовать почитать его определенно стоит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ