CLOVER

0
153

Арт-группа CLAMP всегда пользовалась большой популярностью, но в то же время подвергалась достаточно резкой критике. Их произведениям систематически ставились в вину: однообразие, затянутость и спекуляции на «больных темах», вроде детских психологических травм, яоя, убойного пафоса и непременного «конца света» (и подобные претензии не назовешь необоснованными). Впрочем, последние две черты были присущи только «эпическим» историям вроде «Х» или «RG Veda», за которые CLAMP любили больше всего и которые ныне приказали долго жить.

Едва ли можно с уверенностью сказать, что стало тому причиной, но, например, тот же «Х» (как ни крути, самое популярное произведение) до сих пор не был закончен, и неизвестно даже, будет ли. Заброшены и некоторые другие проекты. Возможно оттого, что времена сейчас уже совсем другие и нынче не в моде перья, кровища и трагический финал. Посмотрите, как разительно отличаются экранизации «Икса» от 1996 и 2001 годов. Согласно мифологии его вселенной, конец света должен был произойти в 1999 году. Этот год давно миновал, и никакого конца света не последовало. Но в тот год «конец света» наступил для манги «Клевер» (Clover).

Она начала выходить в 1997-м и к моменту предполагаемого «Апокалипсиса» включала в себя четыре тома и шестиминутный видеоклип, снятый на студии Madhouse, до недавнего времени заведовавшей всеми экранизациями произведений CLAMP. Но и этот проект остался незавершённым. Томов планировалось шесть, и последние два, так и не увидевшие свет, должны были стать «четвёртым лепестком клевера». Цветами клевера обозначались люди, обладающие магической силой. И чем больше было листьев, тем могущественней был их обладатель. Рангов было, естественно, четыре, и высшим из них был клевер с четырьмя лепестками, традиционно считающийся символом счастья. Его носила девочка по имени Суу. Однако она лишь стремилась к счастью, но не обладала им. Она — центр вселенной «Клевера», и песня, которую она пела, была лейтмотивом этого произведения.

«Клевер» — самая необычная манга CLAMP и, вероятно, высшая точка их творчества. Возможно, в итоге она должна была стать единой историей с множеством персонажей и плановым Апокалипсисом (который переводится как «откровение»), но этого не произошло. В настоящий момент это произведение состоит из трёх историй, связанных главным героем — бывшим (в некоторых эпизодах — ещё действующим) военным, и обозначенных клевером с разным количеством лепестков. Первые два тома — четыре лепестка, третий — один и четвёртый — три. Надо полагать, последние два тома были бы отмечены двумя лепестками. «Клевер» не получится описать так же, как другие произведения CLAMP. Нельзя составить длинный список ключевых персонажей с указанием для каждого из них биографии и места работы. Героев совсем немного, из них важных для сюжета ещё меньше. Да и об их прошлом почти ничего не известно. За человека говорят его поступки, а не флэшбэки. Нечто подобное было в полнометражном «Х». Из-за этого персонажи выглядят пусть менее «проработанными», но куда более правдоподобными и запоминающимися. Нельзя подробно рассказать о мире, в котором происходит действие. О нём практически ничего не говорится. Герои в своих разговорах то и дело упоминают какие-то звания, организации и географические регионы, но читателю их смысл не объясняют, как будто обращаются не к нему, как будто он ненароком подслушал обрывки разговора. Это очень необычно и очень… реально.

Стиль манги тоже мало напоминает как более ранние, так и более поздние произведения CLAMP. Здесь нет колдунов в школьной форме, лёгким движением руки превращающих в руины полгорода. Нет многостраничных сражений и сакральной телебашни. Все три истории по сути своей камерные, всего с тремя-четырьмя ключевыми персонажами, нередко обладающие открытым финалом, но никогда не имеющие глобальных последствий. Кроме того, здесь практически нет яойных мотивов, что для меня лично — существенный плюс, хотя поклонники (в первую очередь, конечно, поклонницы) «Х» и «Tokyo Babylon», разумеется, будут недовольны.

Дизайн персонажей достаточно типичен для CLAMP. Знакомые многим широкоплечие красавцы с непропорционально длинными ногами и хрупкие девушки с огромными глазами, в которых в своё время утонуло немало читателей, но при этом общая стилистика очень необычна. Картинка не перегружена деталями, в ней нет отретушированных фотографий, нет снов и галлюцинаций, нет раскалывающейся на части планеты Земля. Нет и облаков из халтурно-прорисованных перьев. Практически нет фонов (впрочем, это как раз типично для манги). Архитектура и окружающая среда показаны лишь мельком, они не несут смысловой нагрузки и почти не появляются в кадре. Иногда только мелькнёт гигантская бетонная конструкция или странный, но стильный ретро-футуристический механизм. Всё внимание сосредоточено на героях.

Они сразу заметны среди огромных пустых пространств и нарисованы очень красиво не только с точки зрения внешности, но и технически. Такой дизайн часто обвиняют в излишней нежности и «кавайности», однако для неторопливой, печальной повести об одиночестве он подходит как нельзя лучше. Утончённая, болезненная красота прекрасных девушек отлично сочетается с историей о поисках счастья.

История эта избежала участи (постигшей многие другие проекты CLAMP) быть превращённой в телесериал. С чем это связано — нельзя сказать точно (незавершённость здесь явно ни при чём), но, думается, не последнюю роль сыграло малое количество событий на единицу времени. Это обратная сторона великолепной атмосферы. В четырёх томах «Клевера» действия происходит меньше, чем в одном томе «Икса» (тоже, между прочим, не самой динамичной манги в мире). Материала хватило бы от силы на три-четыре эпизода. И, хотя для полнометражного фильма это было бы в самый раз, он так же не был снят. Свет увидел только «клип» с малоизвестной тогда ещё Майей Сакамото в роли Суу и неким Косакой Китаро, в роли режиссёра. Премьера состоялась 21 августа 1999 года.

«Клип» не продолжал (добрую ли? ) традицию клипов по мотивам «кламповской» манги («Х?», «CLAMP in Wonderland») и не являлся клипом в общепринятом смысле слова. Хотя композиция (группы ALI Project), звучащая в нём, тоже называется «Clover» (собственно, это та самая песня, которую пела Суу), звучит она далеко не всегда. Немалая часть действия протекает в полной тишине, разговоры присутствуют и делают «клип» похожим скорее на короткометражный фильм, в котором воспроизводятся практически все ключевые моменты первых двух томов. Не читая манги, понять сюжет клипа практически невозможно. То есть понять его может быть и можно, но вот почувствовать — вряд ли, тем более что стиль клипа сильно отличается от оригинального. Неторопливая, печальная меланхолия, возможно даже «медитативность», отражена режиссёром и художниками в полной мере, однако визуальный стиль этого фильма совершенно не такой, как в оригинале. Здесь нет практически пустых страниц и огромных залитых светом пространств, здесь всё значительно менее авангардно. В клипе царит темнота, вечно идёт дождь, цвета тусклы и как будто смазаны.

Огромное количество трёхмерной графики. Конечно, её не настолько много, чтобы можно было причислить картину к «полутрёхмерной» (вроде «Innocence» или «Blood: The Last Vampire») анимации, да и сделала она не самым лучшим образом. А вот традиционная, «ручная» анимация очень хороша хотя бы тем, что позволила практически без изменений перенести дизайн оригинала на экран — обычно столь сложные образы заметно упрощают.

Безусловно, экранизация эта не является самостоятельным произведением, равно как её оригинал не является произведением законченным. Будет ли оно закончено? Не думаю. Во всяком случае, этого явно не произойдёт до тех пор, пока столь далёк от завершения «Х». Но и в неполном виде оно впечатляет не меньше. Несомненно, самое оригинальное произведение CLAMP. Вполне возможно — и самое лучшее.

Перевод выполнен группой «Laboratory of Dreams» и располагается по адресу www.dreams.anilab.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяBerserk!
Следующая статьяBoogiepop wa Warawanai

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ