Revolutionary Girl Utena

0
152

«Если цыплёнок не сможет разбить
скорлупу своего яйца, он умрёт, не
родившись. Мы — цыплёнок. Мир — наше
яйцо. Если не разбить скорлупу мира,
то мы умрём, не родившись. Разобьём же
скорлупу мира! Во имя мировой революции!

В любой биографической справке Риёко Икэды из Интернета (в 99% случаев выдранной из «Введение в японскую анимацию» Иванова) упоминаются «Роза Версаля», «Героика», «Императрица Екатерина», «Окно Орфея»… Последние две, кстати, обращались к истории нашей с вами необъятной родины слонов. Интерес к прошлому других стран объяснялся достаточно просто — Икэда выводила в роли главных героев своих произведений женщин. И не просто женщин, а женщин сильных, способных на свершения, ни в чем не уступающие мужским. К сожалению, прошлое ее родной страны отнюдь не располагала к созданию такого образа. Как правило, героизма самурайских жен хватало максимум на совершение трагического сепукку после гибели мужа. Яркий образчик раннесредневековой литературы — «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон, написанные по древнему чукотскому принципу «что вижу, то пою», вполне достоверно описывают положение женщины в японском обществе и склад ее ума. Даже Адольфу «Писец Евреям» Шикельгруберу, полагавшему, что роль женщины сводится к трем К (кто не знает — Kinder, Kuche, Kirche), такого не снилось.
Наличие вышеупомянутой манги Икэды не могло не заставить задуматься о переносе созданных ей образов в родные пенаты. И так как их нельзя было совместить с прошлым Японии, студия Be-Papas, возглавляемая легендарной личностью, Икухарой Кунихико, пустилась во все тяжкие, создав фантастический мир, относительно привязанный к нашей реальности. Мир Тендзё Утены, который вышеупомянутый Борис Иванов назвал «Евангелионом» для девушек.

Почему? Попробую ответить на этот вопрос не сразу, а по мере рассказа о всех трех составляющих этого мира — манге, сериале и полнометражке.

Конечно, Be-Papas не были первыми на этом поприще. Жанр махо-сёдзё к тому времени цвел махровым цветом, и героических женских характеров в нем было пруд пруди. Но все было бы слишком просто, будь Утена еще одной девочкой-волшебницей, крошащей врагов человечества налево и направо. Подобного рода опусов к 1997 году, когда вышла манга и сериал, накопилось более чем достаточно. Навешать люлей сотне-другой лупоглазых монстров, в перерывах между мордобоем перетереть со школьными подружками сплетни о новом однокласснике и прошвырнуться по магазину модной одежды — примерно на таком уровне большинство из них и застыло. Герои этих творений выглядят говорящими попугаями, обладающими рельсовым мышлением. Логическую цепочку «побил врага — спас человечество» сложно назвать верхом психологизма.
«Утена» начисто абстрагируется от классического для манги глуповатого мессианства. Вряд ли легкомысленная стилистика рисунка и невнятное, если честно, начало манги могут навести неподготовленного человека на мысли о том, что произойдет после прихода Тендзё Утены в Академию Оотори. Постановка же вопросов в «Утене» бьет наповал. Что, если твои враги не сонм безликих злобных уродцев, а живые люди, живущие с тобой бок о бок, и которые тебе небезразличны? На какие жертвы ты готов пойти, чтобы достичь цели? Что если цель борьбы не в стотысячный раз спасти уже существующий мир, а обрести силу, способную изменить его? Что, если и эта цель ложная, а в конце испытаний ты не обретешь силу, а будешь держать экзамен на право называться человеком?
Ответы на эти вопросы ищите в Академии Оотори.

Академия Оотори — крайне странное учебное заведение. На манер Гейдельберга, здесь практикуют дуэльные схватки между студентами. Но их цель не обретение безобидных шрамов, привлекающих женщин, а сила, способная изменить мир или сила Диоса. Ключ к этой силе — меч, скрытый внутри Невесты Роз — Химемии Энти, девушки без сердца. Фактически дуэлянты сражаются между собой за право обладать ею. Энти принадлежит победителю дуэли и беспрекословно подчиняется ему (предупреждаю сразу — хентайщики могут пойти пока покурить — здесь им ловить нечего). Ход дуэлей направляет загадочная личность, именующая себя Краем Света. Его письма объявляют порядок дуэлей и имена дуэлянтов. И именно он определит того, кто получит силу для изменения мира.
Утена вовлечена в дуэли отнюдь не случайно. Особа гордая и своенравная, в детстве она была спасена от смерти неким таинственным принцем, поиски которого и привели ее в Академию Оотори. «Это кольцо приведет тебя ко мне, если ты сохранишь силу и чистоту помыслов. Только тот, кто не потеряет силу и благородство может подняться в этот замок» — таковы были слова ее спасителя, прежде чем он исчез. С тех пор она свято следует этому принципу. Ведь чтобы найти своего принца, надо, прежде всего, всем сердцем желать самой стать достойной его.
Несмотря на то, что Утена уверена, что идет по правильному пути, личность Принца остается для нее загадкой. Получив доступ к силе, способной изменить мир, она надеется, наконец, встретиться с ним. Но не одна Утена стремится завладеть силой Диоса, и у каждого дуэлянта свои причины пытаться овладеть ей. Ситуацию осложняет то, что далеко не все они ее враги. Более того, Президент Студенческого совета, Кирюу Тога, в сознании Утены один из наиболее вероятных претендентов на роль Принца. Но главное — никто из дуэлянтов на самом деле не знает, что скрывает в себе замок Диоса, кто такой этот Диос, и что представляет из себя его сила. Дабы не портить удовольствие от чтения, достаточно сказать, что в конечном итоге это незнание приведет к весьма неожиданной концовке.

Сюжет манги сильно упрощен по сравнению с ТВ-сериалом (к которому она фактически послужила пилотом), но отнюдь не страдает отсутствием художественной ценности. Более того, прочитать ее весьма полезно перед просмотром сериала и, тем более, полнометражки. Рассуждать на тему юрийная это манга, или нет, учитывая нетривиальные отношения Утены и Энти, я смысла не вижу. Процесс навешивания ярлыков хорош в фундаментальных науках, а вот в случае с искусством — только портит впечатление.

Пару слов о технике рисунка мангаки Сайто Тихо, ибо он в дальнейшем перекочует и в сериал. Унисекс. Типичный унисекс. Тот самый случай, когда мои коллеги, заглядывая в монитор через плечо, спрашивают меня «Что это у тебя за девки на экране?», неважно мужской там в это время персонаж или женский. Это не есть плохо, хотя бы потому, что рисунок просто филигранный, халтура отсутствует как факт, а потому отторжения изображения от сюжета не происходит. Да, техника женщин-мангак всегда сильно отличалась от того, как рисуют мужчины. У женщин свое видение мира, в котором мы, мужчины, предстаем куда как более утонченными и романтичными принцами, чем есть на самом деле. Или они хотят, чтобы мы такими были… Ну и как тут не вспомнить «Сказание о принце Гэндзи» (кстати, тоже написанное женщиной), явно использованное в сюжете «Утены»?

Что мы имеем в итоге? Романтичную, грустную, философскую сказку для взрослых, задающихся непростыми вопросами о смысле жизни, получившую достойное развитие в лице сериала и последующей полнометражки. Читать всем, хотя бы для того, чтобы уяснить для себя, стоит ли тратиться на приобретение 39-серийной ТВ-версии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ